«За горами горы высоки»

По моему глубочайшему убеждению, традиционная культура дана каждому народу во его спасение. Дана, как вера, как завет, как наставничество предков детям, внукам и правнукам. Очевидно, мне суждено было впитать эти заветы, потому что никто в детстве не заставлял меня учить те песни станицы Дядьковской, которые стали моей сущностью.

По моему глубочайшему убеждению, традиционная культура дана каждому народу во его спасение. Дана, как вера, как завет, как наставничество предков детям, внукам и правнукам. Очевидно, мне суждено было впитать эти заветы, потому что никто в детстве не заставлял меня учить те песни станицы Дядьковской, которые стали моей сущностью.

Скажем, свадьба. Все обряды свадьбы придуманы не просто так, а во имя продолжения рода. В центре внимания – наиглавнейшая ценность будущей семьи: непорочность невесты. Целомудрие и девственная чистота – залог счастливой семейной жизни. И народные традиции испокон веков служили назиданием, прививались с одной целью: чтобы семья создавалась на основе чистоты физической и духовной. В былые времена на защите нравственности стояло всё общество, опираясь на те народные традиции, что завещали предки.

Но что мы наблюдаем сегодня? Тот разврат, который навязывается многими средствами массовой информации нашим детям, не позволяет создать крепкую и здоровую семью. Так рождаются люди с внутренним опустошением, которыми легко управлять, манипулировать. То, что творится сегодня на эстраде, тоже можно назвать вакханалией. И порой кажется, что никто и ничто не стоит на защите нравственности. Люди становятся образованней, но не культурнее. Вот где могли бы пригодиться народные традиции!

Вспоминаю свое детство. Мне было лет двенадцать, а старшей сестре Зое шёл шестнадцатый год. В то время в нашей станице раз в неделю показывали кинофильмы. Все торопились на это событие, и моя сестренка тоже. Я запомнил, как перед выходом из дома ее постоянно наставляла мама и грозила пальцем: «Зойка, смотры. Щоб ты мэни не прынэсла в пэлыни» – в подоле, значит.

Я и предположить тогда не мог, о чём шла речь, слышал только, что интонация маминого голоса железная, контрольная. Зоя уходила, а я бежал за ней следом и наблюдал. И если видел, что она с парнями разговаривает, я подходил и щипал ее за бок. Она лишь отмахивалась: «Отстань! Что пристал, как муха!». А я и сам не знал, зачем я за ней наблюдаю и от чего пытаюсь уберечь, но мама всегда наставляет по делу, значит, и я тревожусь не напрасно.

В строгости и послушании воспитывались молодые поколения годами и веками. Русский народ – в целом богоносный и высоконравственный, благодаря своим духовным и национальным заветам. Есть песни, сказки, присказки, пословицы, поговорки, которые передаются из уст в уста. Есть детские песни, считалочки, колыбельные. Однако именно на серьезных взрослых песнях воспитывались и дети. Нет в этом ничего дурного, наоборот. Это заветы наших предков, чтобы нам сохранить нацию, уберечь от всяких трагедий и вырождения!

Песня «За горами горы высоки» одна из тех песен, которая не просто оставила след в моем детском сердце, она сформировала уважение к чистоте нравственной, определенное восприятие жизни. В моем детстве эту песню пели тетя Лена – родная сестра нашего отца и её муж дядя Вася. Как и все люди в станице Дядьковской, мои родные пели очень вдохновенно, ни один профессиональный артист не сравнится с их исполнением.

Тогда мы, дети, не разбирались в любовных отношениях, но из раза в раз слушая эту песню, мы понимали, что мужское предательство непростительно, и что женщина должна быть непорочна, осознавали всю трагедию происходящего. Вместе с этой песней ко мне пришло понимание богатства чистоты нравственной, которая всегда была в деревенских семьях, пришло уважение к женщине. Сейчас особо важно возвращать те былые духовные и национальные культурные ценности, чтить их, видеть в них нравственный эталон, прислушиваться к традициям-заветам. Нет, не напрасно на страже целомудрия, чистоты физической и духовной испокон веков стоял сам народ.

За горамы горы высоки,
За горамы сонце горыт.
Поихав мий мылый далэко,
За ным мое сэрдце болыт.
Вин пыше, что я оженывся,
Забудь же, забудь про меня.
А я пиду сяду край столу
Тай стану запыску пысать:
«А як я про тэбэ забуду,
Як в мэне дытына мала?»