«Умом Россию не понять»

Господь всю жизнь давал мне замечательных учителей: в училище – Алексея Ивановича Манжелевского и Кима Николаевича Головко, в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных – доктора искусствоведения, профессора Евгения Владимировича Гиппиуса.

Но в числе первых, за что я благодарен Богу, – народный артист СССР, профессор Владимир Николаевич Минин. Я считаю, что это колосс, настоящий столп русской хоровой музыки!

Наше первое занятие с Владимиром Николаевичем состоялось в 1962 году в Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. С тех пор мы никогда не прерывали наше общение. В моей жизни и профессии он дал мне очень-очень много, его влияние на моё творчество огромно.

Родом В. Минин из Петербурга, до приезда в Сибирь окончил аспирантуру и уже три года работал художественным руководителем Государственной Молдавской хоровой капеллы. В Новосибирск, несмотря на молодые годы, он приехал как знаменитость. Официально я не был в его классе, но случилось так, что я поссорился со своим педагогом в консерватории и написал заявление, чтобы меня перевели в группу к Владимиру Николаевичу. Он меня вызвал и разрешил посещать его занятия без официального перевода, «дабы не отнимать у коллег лучших студентов». Я восхищался его преподаванием, каждое занятие с ним было наполнено фонтаном ярких эмоций.

После учёбы, уже в 1968 году, когда я работал главным хормейстером Сибирского русского народного хора, Минин вызвал меня на телефонные переговоры и сообщил, что на Кубани возрождают Кубанский казачий хор. Он уверенно добавил, что кроме меня никому не по силам его возглавить и приказал срочно выезжать в Министерство культуры в Москву. Его звонок удивил меня, потому что я никогда не рассказывал ему, что мечтаю о Кубанском хоре. Но, конечно, я выехал, полный радости и надежды.

К министру культуры мы пришли вдвоем. Владимир Николаевич зашел в кабинет для разговора, а я остался в приемной. Ждал с радостью: строил планы, песни звучали в голове. Минина не было долго: пять минут, десять, сорок… Я стал волноваться. Наконец, Владимир Николаевич вышел, и я понял по его лицу – плохи дела. Он сказал, что приказ о назначении художественным руководителем Кубанского хора Сергея Алексеевича Чернобая – главного хормейстера Северного хора – подписан и разослан, изменить уже ничего нельзя. Когда я это услышал, не мог сдержать слез, сердце рвалось на Кубань, «до дому».

Сегодня я уверен, что Господь оградил тогда меня от спешки, потому что в 1968 году я был еще не готов к осуществлению своей мечты. Вернулся в Сибирь и продолжил работу с Сибирским русским народным хором, с ним объездил весь Советский Союз, выезжал за рубеж – во Францию, Северную Корею. Я прошёл уникальную практику у художественного руководителя хора народного артиста России, композитора Андрея Порфирьевича Новикова. И в 1974 году, когда я приехал на Кубань, я был уже во всеоружии.

Я приехал опытным мастером, и во многом это была также заслуга Владимира Николаевича Минина. Вот поэтому у Кубанского хора и сложился неожиданный для многих успех. Хор стал в 1975 году победителем I Всероссийского смотра-конкурса государственных русских народных хоров.

Посвящается моему учителю, выдающемуся русскому хоровому дирижеру Владимиру Николаевичу Минину. Слова Ф. Тютчева

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Ещё молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся, благовестный звон,
И вся Россия огласися!
Тебя зовёт и будит он –
Вставай, мужайся, ополчися!

В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!
О Русь! Велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.