- Главная
- Медиа
- Научная жизнь
- IV Всероссийская научно-практическая конференция «Антропология конфликта и мира» к 100-летию Октябрьской революции
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Антропология конфликта и мира» к 100-летию Октябрьской революции
24.11.2017
24 ноября 2017 года в уютной гостиной Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Антропология конфликта и мира: революции и перевороты XX века в исторической и культурной памяти народов Юга России. К 100-летию Октябрьской революции» . Это уже четвёртая конференция в рамках проекта «Антропология конфликта и мира», который с 2012 года реализуется Научно-исследовательским центром традиционной культуры, входящим в состав Государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры «Кубанский казачий хор», под руководством Министерства культуры Краснодарского края. Участниками конференции стали исследователи из Москвы, Краснодара, Ростова-на-Дону, Майкопа, Симферополя, Севастополя, Твери, Ставрополя и Волгограда.
Открывая конференцию, заведующий НИЦ ТК профессор Николай Бондарь отметил, что революция – это одно из наиболее жестких проявлений конфликтности в жизни общества. Октябрьскую революцию Николай Иванович охарактеризовал как антирусскую и антироссийскую, но при этом оказавшую огромное воздействие на жизнь людей и нации в целом.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Генеральный директор Кубанского казачьего хора, народный артист России, дважды лауреат Государственной премии РФ Виктор Захарченко. Прославленный композитор отметил неоднозначность такого события, как Октябрьская революция. Он обратил особое внимание на изначальную утопичность целей, которые ставили перед собой большевики. Идеальную жизнь на земле мирскими средствами построить невозможно. Рай воплощается в этом мире во время воскресной службы в православном храме. Виктор Гаврилович обратил внимание собравшихся на ряд культурных мероприятий, приуроченных к 100-летию революции.
Е.Н. Бондаренко. Например, в докладе главного научного сотрудника НИЦ ТК профессора Олега Матвеева «Мы хороным Кубань мылу…»: образы этносоциальной идентичности в исторических представлениях кубанских казаков о Гражданской войне» были с разных сторон рассмотрены основные конфликты, имевшие место на Кубани в годы Гражданской войны. Это и конфликт между красными и белыми, казаками и иногородними, противоречия между казачеством и руководством Вооруженных сил Юга России.
Старший научный сотрудник НИЦ ТК София Гетманская выступила с докладом «Православное духовенство Кубани (1918 – 1920 гг.)». В докладе показано, что православная церковь и священство подвергались красному террору и гонениям вне зависимости от их политической позиции. Террор против церкви был следствием стремления разрушить традиционное народное мировоззрение кубанцев.
Продолжил тему протоиерей о. Сергий Овчинников с докладом «О некоторых методах репрессий советской власти против казачества: религиозно-символический аспект» . Террор был не только и столько средством захвата власти, но способом уничтожения сложившейся системы традиционных ценностей, особенно её религиозной составляющей. Сотрудник НИЦ ТК Дмитрий Мерцев в докладе «Екатеринодар – Екатеринбург: крестный путь государя Николая II» перечислил посещения императором Николаем II города Екатеринодара, коснулся вопроса канонизации монарха, его народного почитания.
К судьбам кавказцев – русских офицеров в годы революционного лихолетья обратился в своем докладе Егор Брацун. Революция не только разрушает старое, но и стремится создавать своё, новое. В ряде статей была затронута тема революционного конструирования в области культуры. Профессор Николай Бондарь выступил с докладом «Революция и культура» . Он обратил особое внимание на стремление советской власти непосредственно управлять народной культурой, трансформировать и формировать её. Советские руководители стремились «вычищать» из народного фольклора всё для них неудобное и внедрять им необходимое. Предпринимались попытки заменить традиционный фольклор на самодеятельность, гораздо более удобную для управления и манипуляций. Для этого в советское время была создана масштабная иерархическая система руководства культурой.
В докладе старшего научного сотрудника НИЦ ТК Игоря Васильева «Советские календарные праздники на Кубани: специфика в сравнении с традиционным праздничным циклом» показаны различия советского и традиционного религиозного и аграрного календаря: советский календарь в большей степени ориентирован на исторические события, юбилеи, подвержен вмешательству со стороны государства. Докладчик отметил те элементы обеих календарных систем, которые сохранили значимость и в постсоветский период: православные двунадесятые праздники, советские праздники, имеющие значимость и за рамками коммунистической идеологии. Революционные события не могли не отразиться и в фольклоре, особенно – музыкальном, – утверждает доцент Тверского государственного университета Екатерина Белецкая. О создании новой адыгейской музыки речь идет в работах Галины Луганской и Нуржан Емыковой. Влиянию революционных событий на сферу музыкального творчества посвящен и доклад Лидии Будченко и Антонины Филипповой из Волгограда.
На конференции поднимался и такой аспект революций, как быстрое, масштабное перемещение больших групп людей. Казачий генерал, заслуженный деятель науки Кубани Владимир Громов предоставил вниманию участников конференции очерк о деятельности Кубанского войскового хора в эмиграции в 1921 – 1931 гг. Хор начал возрождаться ещё во время пребывания казаков на острове Лемнос, важное место в его репертуаре продолжала занимать духовная музыка. Впоследствии хор с большим успехом выступал на Балканах, в Италии и Латинской Америке, гастролировал во Франции и США. Среди причин прекращения деятельности хора в 1931 году Владимир Прокофьевич назвал начало Великой депрессии в экономике и, что самое главное, отсутствие у хора сильного лидера.
Главный научный сотрудник НИЦ ТК профессор Алла Соколова обратилась к результатам своих исследований по теме предупреждения и преодоления конфликтов у курдов Адыгеи . Алла Николаевна обратила внимание на специфику самоорганизации курдов, массово переселившихся в Красногвардейский район республики Адыгея в постсоветский период. Автор доклада коснулась специфики их занятости и брачных предпочтений в контексте выстраивая отношений с местным населением и друг другом, отношения к различным государственным институтам Российской Федерации и Республики Адыгея.
Исследовательская работа «Культурные последствия миграции русских-липован из Румынии в Италию после революции 1989 года» написана заместителем заведующего НИЦ ТК Антоном Зудиным совместно со старшим научным сотрудником ЮНЦ РАН Ниной Власкиной. Они обратили особое внимание на значимость древлеправославной веры для сохранения этнической идентичности представителей этой старообрядческой общины. Её представители стали покидать свои поселения в Румынии после падения режима Чаушеску и стремительной деградации местного хозяйства. В этих условиях для сохранения религиозности и национальной идентичности липован крайне важно сохранение и изучение в рамках общины русского языка.
Борьба революционного и традиционного мировоззрений, старой и новой ценностной системы имели место и в профессиональной культуре, например, музейном деле, литературном творчестве. Этой теме посвящены доклады ученых Татьяны Колосовской из Ставрополя и Владимира Полякова из Симферополя. По итогам конференции издан сборник материалов «Антропология конфликта и мира. Революции и перевороты XX века в исторической и культурной памяти народов Юга России» .
Текст: Игорь Васильев
Фото:Ирина Кузнецова