Маэстро народной песни
Сегодня отмечает 75-летие художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России, Украины, республик Адыгея и Абхазия, лауреат Госпремии РФ, профессор Виктор Захарченко.
Только цифры
Более 600 музыкальных произведений и свыше 1000 обработок народных песен и обрядов написаны Виктором Захарченко. Более 200 из них поет Кубанский казачий хор.
С именем композитора, пришедшего в хор в 1974 году, связано его возрождение. Восстановление исторической преемственности с войсковым певческим хором и благословление предстоятелем Русской православной церкви на участие в богослужениях, создание уникального научно-исследовательского центра традиционной культуры и международного кинофестиваля «Вечевой колокол», получение грантов Президента и Правительства России, статуса официального посла зимней Олимпиады-2014. Перед тем, как отправиться в посвященный его 75-летию тур, Виктор Гаврилович рассказал, как…
…пишутся песни
– Мой первый инструмент – гармошка, хоть я и не играл с 1956 года, но как-то в Новосибирске приносят: беру – и надо же, пальцы помнят, и все песни, что забыл, тоже. Хоть с фортепиано я на вы, сочиняю за роялем, на аккордеоне. Пишу быстро: как слышу ноты, так и записываю… Вот вчера родилась песня на слова украинского поэта Виталия Чайки, она в юбилейном туре будет звучать. Я написал ее и как бы запрограммировал: уже знаю, что в зале будут слезы – не потому, что там моя музыка, а потому, что стихи трогают душу.
…издаются книги
– В народной песне в каждом куплете – роман. Все те сотни песен и обрядов, что я записал в Сибири и на Кубани, они изданы: у меня вышло много книг, но не считайте это собранием сочинений. Сколько еще по журналам-газетам рассыпано, и те, кто будет после меня, станут обращаться к ним?! К 200-летию хора при поддержке губернатора Кубани Александра Ткачева изданы два тома, куда вошли 222 моих песни: «Россия» и «Русь, храни себя, храни» – это строка Н. Рубцова. В первом томе песни на слова советских поэтов, во втором – классиков, от А. Сумарокова до С. Есенина. Хотелось бы еще издать дневники и письма: они важны не только для меня – там великие люди предстают с обнаженными душами.
…сохраняется генетическая память
– Когда я пришел в хор, надо было срочно делать программу казачьих песен: я пошел в библиотеку им. А.С. Пушкина и впервые узнал о судье-фольклористе Акиме Бигдае, который до революции собрал на Кубани больше 1000 народных песен, и 560 из них опубликовал в 14 выпусках. Комиссия Русского географического общества предъявила ему претензии: так, как у него – с фортепианной партитурой, издавать казачьи песни нельзя. В Киеве в библиотеке им. Т.Г. Шевченко я нашел письма, где Бигдай просил выделить деньги на продолжение сборников, и подумал: это же памятник музыкальной культуры, а ошибки можно исправить. Глава Краснодара Владимир Евланов помог издать все 14 выпусков: часть тиража я передал в нашу библиотеку им. А.С. Пушкина, в музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, в академию музыки им. Гнесиных, консерваторию им. Чайковского. В этом сборнике – более 50 песен из репертуара Кубанского войскового певческого хора: это наша историческая, генетическая народная память.
…фольклорист стал доктором наук
– Доктором искусствоведения я стал по промыслу Божиему: в «Гнесинке» учился у Евгения Гиппиуса, начал писать диссертацию «Свадьба в Сибири», а потом пришел в Кубанский казачий хор и бросил ее, не закончив. Через какое-то время мне говорят: вы руководили такими хорами, у вас столько учеников, почему не защититесь? И я собрался и поехал в Москву на защиту: председателем комиссии был композитор Тихон Хренников, я минут сорок говорил, показывал свои книги. Тихон Николаевич увидел их: «Разве мы сейчас говорим о кандидате? Это же доктор наук! Шампанское есть? Несите сюда». Вот так все было – как в кино.
…сложится судьба хора
– Я жажду, чтобы хор продолжал усердно исполнять предназначенную ему Господом Богом миссию: это не значит – петь те же самые песни, но приумножать сделанное и через 200, и через 300 лет. Я знаю, что всегда будут те, кто стремится стереть хор с лица земли: как в 1937 году, когда расстреляли регента Григория Концевича, как в 1961-м – когда Никита Хрущев расформировал хор. Но Кубанский казачий хор – явление духовное, а значит неистребимое: его можно погасить на некоторое время, но затем он возродится. Как возрождается русский народ, отстаивая в коллизиях истории свою самобытность, культуру, веру, язык.
…относится к круглой дате
– Мне восьмой десяток, и я знаю, что большая часть жизни прожита. Жизнь человеческая коротка. Если Бог даст еще лет, надо успеть как можно больше сделать: оставить наследие для наших потомков, как пели наши предки, «им в назидание». Для тех, кто исследует народную душу, в ней нет никаких таинств: вся ее глубина – в песне.
К слову
«От станицы до столицы». Так называется турне Кубанского казачьего хора по городам России, Украины и Беларуси, приуроченное к 75-летию Виктора Захарченко. В среду коллектив дал концерт в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, а завтра и послезавтра выступит в шеститысячном зале Государственного Кремлевского дворца. Вместе с артистами хора на сцену выйдут 175 воспитанников школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко. До конца марта коллектив выступит в Минске, Киеве, Чернигове, Сумах, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Полтаве, Кременчуге, Черкассах, Кировограде, Николаеве, Одессе и Симферополе. А 18 апреля хор споет на малой родине юбиляра – в станице Дядьковской, затем 22-25 апреля даст три концерта на домашней сцене в столице Кубани, чтобы уже 29 апреля впервые петь в Большом зале Московской консерватории.
Из первых уст
Слово о Викторе Захарченко
Художественный руководитель ансамбля казачьей песни «Криница», главный хормейстер ККХ заслуженный деятель искусств России Владимир Капаев:
– После института им. Гнесиных мой педагог посоветовал ехать на Кубань за материалом и обратиться к Виктору Захарченко: мы поговорили, он научил меня, как оформить паспорт песни, где их записывать, – и привел в класс № 24 филармонии, где тогда репетировал хор. Открываю дверь, а оттуда – такое море звука, меня прямо пригвоздило! В советское время Захарченко сделал то, что шокировало: убрал второй ряд певцов со стульев, взял много из народа – дикие бородатые мужики на сцене, все девушки одеты по-разному, и колыбельные поют… Знаю Виктора Гавриловича с 1975 года, и он в своей творческой жизни ни разу не остановился: казалось бы, все награды, которые бывают, у него есть, а у Захарченко глаза горят – давайте идти вперед, еще на ступеньку выше.
Солистка Кубанского казачьего хора в 1970-1990 годах заслуженная артистка Кубани Мария Лизвинская:
– Я бок о бок с Захарченко 28 лет – с тех пор, как приехала из Украины в хор 17-летней. Он мне поначалу показался строгим, а оказалось – жизнерадостный, добрейший человек, отец родной артисту: узнает, сыты ли мы, есть ли деньги на дорогу. Да, спрашивал строго, но мы старались подтягиваться к матерым солистам: Татьяне Бочтаревой, Анатолию Лизвинскому, Раисе Гончаровой… Виктор Гаврилович написал великие произведения: «Хлеб – всему голова», «Ты, Кубань, ты, наша родина». Я почти всегда знала, кому он отдаст запев, никогда не ошибалась. Несколько лет назад он мне, уже пенсионерке, сказал: «Маша, возвращайся, хор – твой дом». Сейчас в рамках курса кубановедения готовлю программу песен Виктора Гавриловича. Пока Захарченко будет во главе нашего коллектива, Кубанскому казачьему хору – процветать и греметь.
Директор Кубанского казачьего хора, заслуженный работник культуры России, Украины и Республики Адыгея Анатолий Арефьев:
– Захарченко невозможно определить одним словом. Он – творец: эмоциональный, импульсивный; по тому, как он идет по коридору и начинает говорить, понимаю, в настроении он сегодня или нет. У Виктора Гавриловича одна страсть, которой он заражает всех, кто работает с ним: любовь к Кубанскому казачьему хору и народной песне… Репетиция Захарченко – не только работа над песнями, но работа над словом, работа с душой каждого артиста, уроки нравственности, патриотизма, гражданской позиции… Захарченко пишет музыку истинно народную, ему родители и Господь Бог дали такой дар. Нас просят: спойте народную песню «Ой, стога, стога», а это, как и десятки других, авторская песня Виктора Гавриловича! Захарченко – народный маэстро, создающий для Кубанского казачьего хора и других коллективов абсолютнейший резерв песни: он позволит многим поколения артистов не думать о том, где взять настоящую песню.
Анастасия Куропатченко