На Кубани хоровой коллектив существовал с 1811 года
25 сентября 2011
Поначалу воспринимал наш хор таким же созданным в советское время коллективом, какими были Воронежский, Уральский, Сибирский народные хоры. Однако известный кубанский краевед Виталий Бардадым, а затем и писатель Виктор Лихоносов поведали мне, что на Кубани хоровой коллектив существовал с 1811 года, правда, под другим названием – Войсковой певческий хор или Хор Кубанского казачьего войска, а еще раньше – Черноморского войска.
Основанный войсковым протоиереем, духовным просветителем тех лет Кириллом Россинским, этот коллектив не просто сопровождал духовную службу в храме, но и освоил народный, а затем и классический репертуар, растил и образовывал музыкантов, нес просветительскую функцию, по существу став основой музыкальной культуры Кубани. Искусством того коллектива восхищались даже российские императоры, не говоря уже о зрителях Северного Кавказа, по городам которого хор гастролировал с симфоническим оркестром в конце XIX века.
Я подробно изучил историю и понял, что творческие и духовные ориентиры у нашего хора должны быть совсем другими. Постепенно мне удалось вернуть в наш репертуар и духовные песнопения, и классику, а главное – традиционное казачье искусство. Ведь в советское время требовали, в основном, петь о колхозах, совхозах, партии, Ленине. Все, что было «до», считалось проклятым.
Но мы все равно обходили эти запреты. Скажем, когда уже через полгода после моего назначения руководителем мы поехали в Москву на I Всероссийский смотр-конкурс государственных русских народных хоров, мне удалось так составить программу, что партийные строчки прозвучали лишь рефреном в самом конце выступления, а на первый план вышли такие живые, наполненные казачьей энергетикой песни, как «Розпрягайтэ, хлопци, конэй!»
Именно тогда, в начале 1975 года, состоялась премьера будущего народного шлягера на большой сцене. Кубанский казачий хор ошеломил жюри своей искренностью и безоговорочно обеспечил себе первое место среди подобных коллективов.
Однако пришлось пройти еще очень длинный путь, чтобы доказать преемственность современного коллектива от Войскового певческого хора, которая подтверждена теперь и творчески, и исторически, и на законодательном уровне. Главной миссией коллектива было и есть служение Отечеству и вере.
Так что Кубанский казачий хор для меня – невероятно важная организация, это на самом деле старейший национальный певческий коллектив не только Кубани и нашего казачества, а и всей России.
– Как формируется творческий состав коллектива?
– Кубанский казачий хор – это коллектив, которому суждено жить долго. Это его предназначение свыше. Мне через полтора месяца исполнится 77 лет. И я понимаю, что кто-то должен продолжить мое дело. Для меня это очень важно. У нас при хоре есть школа для одаренных детей, ей более двадцати лет. Поначалу не все выпускники становились профессиональными музыкантами, певцами, танцорами, хотя наиболее способные ученики ежегодно пополняют и омолаживают наш коллектив. Но сейчас мы уже пришли к тому, чтобы повысить планку, раз наряду с общим образованием фактически призваны давать профессию. Время предъявляет такие требования, чтобы относиться к этому серьезно. Открою секрет, что Кубанский казачий хор, вопреки всем стереотипам, – хор солистов, в нем каждый исполнитель – личность, и каждый ведет свою партию. Возможно, кто-то из коллег считает это неправильным, но я поступаю так, как считаю нужным…
«Ну, а теперь давайте свои вопросы», – смилостивился маэстро.
Уровень культуры
– Прошлый год был объявлен в нашей стране Годом культуры. Следует ли из этого, что государство решило обратить внимание на эту отрасль?
– Знаете, прошедший Год культуры дал очень многое не только для Кубанского казачьего хора, но и для всей России в целом. Впервые на высшем уровне был разработан проект программы, регулирующей вопросы государственной политики в этой области. И перед самым Новым годом на Госсовете были приняты «Основы государственной культурной политики». Отныне культура понимается всеобъемлюще, а упор делается на просвещение и создание доступных культурных благ на всей территории страны. Это основополагающие вещи. Я участвовал во всех стадиях разработки этого документа и могу сказать, что такого подхода к традиционной культуре не имеет ни одно государство в мире. Я имею честь быть доверенным лицом Владимира Владимировича Путина, кроме того, являюсь сопредседателем «Народного фронта». Наконец-то наше государство задумалось над ролью культуры в обществе.
Я считаю, это правильно. Ведь уровень министерства культуры вполне сопоставим с уровнем министерства обороны. Позволю себе процитировать Владимира Путина, которого я безмерно уважаю: «Никакая власть не имеет права говорить художнику, что ему следует петь, плясать, снимать или рисовать».
Что касается непосредственно Кубанского казачьего хора, то прошлый год был ознаменован 50-летием моей творческой деятельности. К этой дате я подготовил концертную программу «Большая казачья история», с которой хор выступил на многих концертных площадках страны: шесть вечеров в Краснодаре, затем в Санкт-Петербурге, Минске, и два больших сольных концерта с успехом прошли в Государственном Кремлевском дворце. Гастроли продолжились от Урала до Дальнего Востока, десятки концертов мы дали по европейской части России и, конечно, по всей Кубани.
В мире такое количество зла… Культура же ведет к теплу, свету, добру. Современная песня не может идти ни в какое сравнение с песней народной, ведь в ней запечатлена и наша история, и мудрость поколений, и их заветы на счастливое будущее.
– Когда новые власти Украины составили список из пятисот деятелей культуры, которым запрещен въезд на ее территорию, там была и ваша фамилия. Повлияло ли это как-то на вашу деятельность, может быть, на репертуар?
– Кубанский казачий хор имеет исторические тесные связи с Украиной. Мы всегда пели и будем петь украинские песни. Украина имеет свои специфические особенности, свою культуру, и это очень ценно. Но Украина и Россия – все же единый народ, а нас пытается кто-то разлучить.
Нельзя забывать об истории Кубанского казачьего войска, которое основали выходцы с Украины. Так что мы пели и будем петь украинские песни. Вообще, разобраться в том, что происходит сейчас в братской стране, невозможно. Казалось бы, информации – море. Но журналисты разных стран одну и ту же телевизионную картинку комментируют с разных позиций. Иначе как безумием это назвать нельзя.
– В нынешнем году в нашей стране отпразднуют 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы готовите специальную программу?
– Сегодня у нас пытаются отобрать Победу. Я был в Каннах. Там стоит обелиск победителям во Второй мировой войне. Названы страны-победители: Америка, Англия, Франция… А России там нет, нет и Советского Союза. Господи, какая несправедливость, как легко все исказить! Европа воспитывает своих детей на том, что только три страны сумели добиться победы в этой страшной войне. Для всех Россия – захватчик. Как так?
Наш хор сейчас репетирует те песни, которые прозвучат 9 мая. Песен о войне написано очень много, и песен талантливых. Я знаю их с детства: «Эсминец «Суровый» на рейде стоял», «Есть на Волге утес», «Село с рассвета вышло из тумана». Мы включили в репертуар самые разные произведения, в том числе и те, вокруг которых наверняка развернется дискуссия.
Ну а как обойти стороной песню «Вставай, страна огромная»? Она фактически объединила всю нашу многонациональную страну. Или песня на стихи Александра Твардовского «Советская Россия»… Там потрясающий текст, несмотря на, казалось бы, устаревшее название: «И все народы мира, что с нами шли в борьбе, поклоном благодарным поклонятся тебе, поклонятся всем сердцем за все твои дела, за подвиг твой бессмертный, за все, что ты снесла…»
– Политическая обстановка в мире сегодня сложная. Вы будете как-то корректировать свои гастрольные планы?
– Да, действительно, их придется немного изменить. Мы выступим в Китае, в Сербии, Израиле, а также в странах Южной Америки. На мой взгляд, мы должны работать в русле государственной политики.