«Кубанский казачий хор – хор солистов и личностей»

23 февраля 2015 года

Виктор Гаврилович Захарченко уже больше полувека в профессии, 41-й год руководит легендарным Кубанским казачьим хором. Он избалован вниманием прессы. А перечисление всех его наград и званий  заняло бы большую часть этого материала. Вот главные: народный артист России, Украины, Адыгеи, Абхазии, Карачаево-Черкесии, Южной Осетии, лауреат Государственной премии, профессор, композитор.
Между гастролями, репетициями, лекциями в вузах и встречами с общественностью маэстро выбрал время, чтобы рассказать корреспонденту КАВПОЛИТа о своей работе, о времени, о культуре, о грядущем 70-летии Великой Победы, а также о «безумии», которое творится в соседней Украине. 

Кубанский хор – моя жизнь.

Различных интервью мой собеседник дал великое множество. И вряд ли есть вопросы, которыми его можно озадачить или удивить. Наверное, поэтому с самого начала патриарх отечественной культуры взял, что называется, быка за рога.

— Вы, наверное, сначала хотите, чтобы я рассказал о себе, перечислил свои звания, награды, регалии? – со смешинкой в глазах интересуется Виктор Гаврилович. – Всевозможными званиями интересуются обычно чиновники. Они к тебе по-другому относятся, когда узнают, что ты народный артист.

На самом же деле человек интересен только своей работой. Дело моей жизни – Кубанский казачий хор, к которому шел долго-долго. В работе для меня главная заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».

Так мы относимся и к зрителям – будь то мусульманин, буддист, баптист, выступаем ли в Турции, США или на Украине – отношение ко всем благожелательное. Я глубоко убежден: если бы все придерживались этого простого человеческого принципа, в мире не было бы войн.

Три года назад при поддержке губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и под патронатом полномочных представителей президента РФ в Южном и Северо-Кавказском округах мы провели серию совместных концертов Кубанского казачьего хора с ведущими творческими коллективами нашего региона. Прообразом творческой акции «Кунаки» послужила моя более чем 30-летняя дружба с адыгейским композитором, руководителем ансамбля «Исламей», народным артистом России Асланом Нехаем.

Великолепные концерты в Махачкале, Нальчике, Грозном, Черкесске  изобиловали искренними эмоциями, были пронизаны идеей народной дипломатии, добрососедства, уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. В Книге дружбы, которая хранится теперь в музее Кубанского казачьего хора, есть такие отзывы: «Спасибо вам за то, что вы бережно относитесь к традициям любого народа. Это и есть то зерно, из которого произрастает будущее. Вот бы между всеми национальностями были такие дружеские отношения»!

Песня, которую нельзя слушать без слез

— Вы, наверное, хотели бы узнать, как Кубанский казачий хор вошел в мою жизнь? – продолжает интервью Виктор Гаврилович. – Все имеет свои корни. Каждый листик на дереве несет его родословную. Так же и человек… По промыслу Божьему, я родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края и прожил в ней первые 17 лет. И этим я особенно дорожу.

Детство мое было трудным. В кубанской глубинке не было ни электричества, ни радио, ни тех источников информации, которые нас окружают сейчас. Храмы были порушены, людям некому излить душу.

Отца забрали на фронт 24 августа 1941 года, а уже 18 ноября он погиб. От него сохранились только два маленьких треугольничка – письма, которые он успел написать за это время. Но мы с мамой всю жизнь его ждали. Ведь пришла не просто «похоронка», а извещение о том, что он пропал без вести.

Несмотря на это, вспоминаю о детстве как о счастливом времени. Война, голод, разруха, но люди в станице все время пели, они в песне душу свою изливали. В народной песне слова такой глубины, что без слез ее слушать нельзя! Вот в такой атмосфере и формировалось мое сознание, мое восприятие мира.

В юности очень увлекался шахматами. Читал специальные книги, журналы. Сам изучал различные шахматные дебюты — гамбиты, начала, защиты… Даже однажды поучаствовал во всесоюзном шахматном турнире. Однако пришла пора выбирать главное дело жизни… И я выбрал музыку, поступив в консерваторию. Отказывался от любимой игры со слезами на глазах. До сих пор храню блокноты с записями шахматных партий, сыгранных в то время. А когда в 1961 году Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, которым в то время руководил хормейстер Виктор Малышев, был расформирован, в своем дневнике я сделал запись: «Окончу консерваторию и создам Кубанский казачий хор».

На самом деле, даже предположить не мог, что когда-то стану руководить именно этим коллективом. Тем не менее, это стало целью и главным смыслом моей жизни.

– Много ли времени прошло с тех пор до воплощения вашей мечты?

– 13 лет. Я благодарен, что милостью Божией у меня – в недалеком прошлом простого деревенского парнишки из станицы Дядьковской, поступившего после Краснодарского музыкально-педагогического училища в Новосибирскую консерваторию, – были самые лучшие учителя. Это и выдающийся русский хормейстер Владимир Николаевич Минин, и известный ученый-фольклорист Евгений Владимирович Гиппиус.

Я 10 лет работал главным хормейстером в Государственном Сибирском русском народном хоре, что стало прекрасной практикой для дальнейшей моей деятельности в качестве руководителя Кубанского казачьего хора.

Владимир Приходько