«Кубанский казачий хор – хор солистов и личностей»

23 февраля 2015 года

Виктор Гаврилович Захарченко уже больше полувека в профессии, 41-й год руководит легендарным Кубанским казачьим хором. Он избалован вниманием прессы. А перечисление всех его наград и званий  заняло бы большую часть этого материала. Вот главные: народный артист России, Украины, Адыгеи, Абхазии, Карачаево-Черкесии, Южной Осетии, лауреат Государственной премии, профессор, композитор.

Между гастролями, репетициями, лекциями в вузах и встречами с общественностью маэстро выбрал время, чтобы рассказать корреспонденту КАВПОЛИТа о своей работе, о времени, о культуре, о грядущем 70-летии Великой Победы, а также о «безумии», которое творится в соседней Украине. 

Кубанский хор – моя жизнь.

Различных интервью мой собеседник дал великое множество. И вряд ли есть вопросы, которыми его можно озадачить или удивить. Наверное, поэтому с самого начала патриарх отечественной культуры взял, что называется, быка за рога.

— Вы, наверное, сначала хотите, чтобы я рассказал о себе, перечислил свои звания, награды, регалии? – со смешинкой в глазах интересуется Виктор Гаврилович. – Всевозможными званиями интересуются обычно чиновники. Они к тебе по-другому относятся, когда узнают, что ты народный артист.

На самом же деле человек интересен только своей работой. Дело моей жизни – Кубанский казачий хор, к которому шел долго-долго. В работе для меня главная заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».

Так мы относимся и к зрителям – будь то мусульманин, буддист, баптист, выступаем ли в Турции, США или на Украине – отношение ко всем благожелательное. Я глубоко убежден: если бы все придерживались этого простого человеческого принципа, в мире не было бы войн.

Три года назад при поддержке губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и под патронатом полномочных представителей президента РФ в Южном и Северо-Кавказском округах мы провели серию совместных концертов Кубанского казачьего хора с ведущими творческими коллективами нашего региона. Прообразом творческой акции «Кунаки» послужила моя более чем 30-летняя дружба с адыгейским композитором, руководителем ансамбля «Исламей», народным артистом России Асланом Нехаем.

Великолепные концерты в Махачкале, Нальчике, Грозном, Черкесске  изобиловали искренними эмоциями, были пронизаны идеей народной дипломатии, добрососедства, уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. В Книге дружбы, которая хранится теперь в музее Кубанского казачьего хора, есть такие отзывы: «Спасибо вам за то, что вы бережно относитесь к традициям любого народа. Это и есть то зерно, из которого произрастает будущее. Вот бы между всеми национальностями были такие дружеские отношения»!

Песня, которую нельзя слушать без слез

— Вы, наверное, хотели бы узнать, как Кубанский казачий хор вошел в мою жизнь? – продолжает интервью Виктор Гаврилович. – Все имеет свои корни. Каждый листик на дереве несет его родословную. Так же и человек… По промыслу Божьему, я родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края и прожил в ней первые 17 лет. И этим я особенно дорожу.

Детство мое было трудным. В кубанской глубинке не было ни электричества, ни радио, ни тех источников информации, которые нас окружают сейчас. Храмы были порушены, людям некому излить душу.

Отца забрали на фронт 24 августа 1941 года, а уже 18 ноября он погиб. От него сохранились только два маленьких треугольничка – письма, которые он успел написать за это время. Но мы с мамой всю жизнь его ждали. Ведь пришла не просто «похоронка», а извещение о том, что он пропал без вести.

Несмотря на это, вспоминаю о детстве как о счастливом времени. Война, голод, разруха, но люди в станице все время пели, они в песне душу свою изливали. В народной песне слова такой глубины, что без слез ее слушать нельзя! Вот в такой атмосфере и формировалось мое сознание, мое восприятие мира.

В юности очень увлекался шахматами. Читал специальные книги, журналы. Сам изучал различные шахматные дебюты — гамбиты, начала, защиты… Даже однажды поучаствовал во всесоюзном шахматном турнире. Однако пришла пора выбирать главное дело жизни… И я выбрал музыку, поступив в консерваторию. Отказывался от любимой игры со слезами на глазах. До сих пор храню блокноты с записями шахматных партий, сыгранных в то время. А когда в 1961 году Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, которым в то время руководил хормейстер Виктор Малышев, был расформирован, в своем дневнике я сделал запись: «Окончу консерваторию и создам Кубанский казачий хор».

На самом деле, даже предположить не мог, что когда-то стану руководить именно этим коллективом. Тем не менее, это стало целью и главным смыслом моей жизни.

– Много ли времени прошло с тех пор до воплощения вашей мечты?

– 13 лет. Я благодарен, что милостью Божией у меня – в недалеком прошлом простого деревенского парнишки из станицы Дядьковской, поступившего после Краснодарского музыкально-педагогического училища в Новосибирскую консерваторию, – были самые лучшие учителя. Это и выдающийся русский хормейстер Владимир Николаевич Минин, и известный ученый-фольклорист Евгений Владимирович Гиппиус.

Я 10 лет работал главным хормейстером в Государственном Сибирском русском народном хоре, что стало прекрасной практикой для дальнейшей моей деятельности в качестве руководителя Кубанского казачьего хора.

На Кубани хоровой коллектив существовал с 1811 года

Поначалу воспринимал наш хор таким же созданным в советское время коллективом, какими были Воронежский, Уральский, Сибирский народные хоры. Однако известный кубанский краевед Виталий Бардадым, а затем и писатель Виктор Лихоносов поведали мне, что на Кубани хоровой коллектив существовал с 1811 года, правда, под другим названием – Войсковой певческий хор или Хор Кубанского казачьего войска, а еще раньше – Черноморского войска.

Основанный войсковым протоиереем, духовным просветителем тех лет Кириллом Россинским, этот коллектив не просто сопровождал духовную службу в храме, но и освоил народный, а затем и классический репертуар, растил и образовывал музыкантов, нес просветительскую функцию, по существу став основой музыкальной культуры Кубани. Искусством того коллектива восхищались даже российские императоры, не говоря уже о зрителях Северного Кавказа, по городам которого хор гастролировал с симфоническим оркестром в конце XIX века.

Я подробно изучил историю и понял, что творческие и духовные ориентиры у нашего хора должны быть совсем другими. Постепенно мне удалось вернуть в наш репертуар и духовные песнопения, и классику, а главное – традиционное казачье искусство. Ведь в советское время требовали, в основном, петь о колхозах, совхозах, партии, Ленине. Все, что было «до», считалось проклятым.

Но мы все равно обходили эти запреты. Скажем, когда уже через полгода после моего назначения руководителем мы поехали в Москву на I Всероссийский смотр-конкурс государственных русских народных хоров, мне удалось так составить программу, что партийные строчки прозвучали лишь рефреном в самом конце выступления, а на первый план вышли такие живые, наполненные казачьей энергетикой песни, как «Розпрягайтэ, хлопци, конэй!»

Именно тогда, в начале 1975 года, состоялась премьера будущего народного шлягера на большой сцене. Кубанский казачий хор ошеломил жюри своей искренностью и безоговорочно обеспечил себе первое место среди подобных коллективов.

Однако пришлось пройти еще очень длинный путь, чтобы доказать преемственность современного коллектива от Войскового певческого хора, которая подтверждена теперь и творчески, и исторически, и на законодательном уровне. Главной миссией коллектива было и есть служение Отечеству и вере.

Так что Кубанский казачий хор для меня – невероятно важная организация, это на самом деле старейший национальный певческий коллектив не только Кубани и нашего казачества, а и всей России.

– Как формируется творческий состав коллектива?

– Кубанский казачий хор – это коллектив, которому суждено жить долго. Это его предназначение свыше. Мне через полтора месяца исполнится 77 лет. И я понимаю, что кто-то должен продолжить мое дело. Для меня это очень важно. У нас при хоре есть школа для одаренных детей, ей более двадцати лет. Поначалу не все выпускники становились профессиональными музыкантами, певцами, танцорами, хотя наиболее способные ученики ежегодно пополняют и омолаживают наш коллектив. Но сейчас мы уже пришли к тому, чтобы повысить планку, раз наряду с общим образованием фактически призваны давать профессию. Время предъявляет такие требования, чтобы относиться к этому серьезно. Открою секрет, что Кубанский казачий хор, вопреки всем стереотипам, – хор солистов, в нем каждый исполнитель – личность, и каждый ведет свою партию. Возможно, кто-то из коллег считает это неправильным, но я поступаю так, как считаю нужным…

«Ну, а теперь давайте свои вопросы», – смилостивился маэстро.

Уровень культуры

– Прошлый год был объявлен в нашей стране Годом культуры. Следует ли из этого, что государство решило обратить внимание на эту отрасль?

– Знаете, прошедший Год культуры дал очень многое не только для Кубанского казачьего хора, но и для всей России в целом. Впервые на высшем уровне был разработан проект программы, регулирующей вопросы государственной политики в этой области. И перед самым Новым годом на Госсовете были приняты «Основы государственной культурной политики». Отныне культура понимается всеобъемлюще, а упор делается на просвещение и создание доступных культурных благ на всей территории страны. Это основополагающие вещи. Я участвовал во всех стадиях разработки этого документа и могу сказать, что такого подхода к традиционной культуре не имеет ни одно государство в мире. Я имею честь быть доверенным лицом Владимира Владимировича Путина, кроме того, являюсь сопредседателем «Народного фронта». Наконец-то наше государство задумалось над ролью культуры в обществе.

Я считаю, это правильно. Ведь уровень министерства культуры вполне сопоставим с уровнем министерства обороны. Позволю себе процитировать Владимира Путина, которого я безмерно уважаю: «Никакая власть не имеет права говорить художнику, что ему следует петь, плясать, снимать или рисовать».

Что касается непосредственно Кубанского казачьего хора, то прошлый год был ознаменован 50-летием моей творческой деятельности. К этой дате я подготовил концертную программу «Большая казачья история», с которой хор выступил на многих концертных площадках страны: шесть вечеров в Краснодаре, затем в Санкт-Петербурге, Минске, и два больших сольных концерта с успехом прошли в Государственном Кремлевском дворце. Гастроли продолжились от Урала до Дальнего Востока, десятки концертов мы дали по европейской части России и, конечно, по всей Кубани.

В мире такое количество зла… Культура же ведет к теплу, свету, добру. Современная песня не может идти ни в какое сравнение с песней народной, ведь в ней запечатлена и наша история, и мудрость поколений, и их заветы на счастливое будущее.  

– Когда новые власти Украины составили список из пятисот деятелей культуры, которым запрещен въезд на ее территорию, там была и ваша фамилия. Повлияло ли это как-то на вашу деятельность, может быть, на репертуар?

– Кубанский казачий хор имеет исторические тесные связи с Украиной. Мы всегда пели и будем петь украинские песни. Украина имеет свои специфические особенности, свою культуру, и это очень ценно. Но Украина и Россия – все же единый народ, а нас пытается кто-то разлучить.

Нельзя забывать об истории Кубанского казачьего войска, которое основали выходцы с Украины. Так что мы пели и будем петь украинские песни. Вообще, разобраться в том, что происходит сейчас в братской стране, невозможно. Казалось бы, информации – море. Но журналисты разных стран одну и ту же телевизионную картинку комментируют с разных позиций. Иначе как безумием это назвать нельзя.

– В нынешнем году в нашей стране отпразднуют 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы готовите специальную программу?

– Сегодня у нас пытаются отобрать Победу. Я был в Каннах. Там стоит обелиск победителям во Второй мировой войне. Названы страны-победители: Америка, Англия, Франция…  А России там нет, нет и Советского Союза. Господи, какая несправедливость, как легко все исказить! Европа воспитывает своих детей на том, что только три страны сумели добиться победы в этой страшной войне. Для всех Россия – захватчик. Как так?

Наш хор сейчас репетирует те песни, которые прозвучат 9 мая. Песен о войне написано очень много, и песен талантливых. Я знаю их с детства: «Эсминец «Суровый» на рейде стоял», «Есть на Волге утес», «Село с рассвета вышло из тумана». Мы включили в репертуар самые разные произведения, в том числе и те, вокруг которых наверняка развернется дискуссия.

Ну а как обойти стороной песню «Вставай, страна огромная»? Она фактически объединила всю нашу многонациональную страну. Или песня на стихи Александра Твардовского «Советская Россия»… Там потрясающий текст, несмотря на, казалось бы, устаревшее название: «И все народы мира, что с нами шли в борьбе, поклоном благодарным поклонятся тебе, поклонятся всем сердцем за все твои дела, за подвиг твой бессмертный, за все, что ты снесла…»

– Политическая обстановка в мире сегодня сложная. Вы будете как-то корректировать свои гастрольные планы?

– Да, действительно, их придется немного изменить. Мы выступим в Китае, в Сербии, Израиле, а также в странах Южной Америки. На мой взгляд, мы должны работать в русле государственной политики.