Кубанский казачий хор «взял» Большой зал Московской консерватории, исполнив «Песенную симфонию» Виктора Захарченко

2013 год

Этот коллектив – один из старейших национальных творческих коллективов России. Он является прямым наследником войсковых хоров Кубанского казачьего войска – певческого и музыкантского, образованных в 1811 году в Екатеринодаре, и два года назад торжественно отмечал свое 200-летие.

Этот коллектив – один из старейших национальных творческих коллективов России. Он является прямым наследником войсковых хоров Кубанского казачьего войска – певческого и музыкантского, образованных в 1811 году в Екатеринодаре, и два года назад торжественно отмечал свое 200-летие.

В ХХ веке хор трижды возрождался из пепла, пережив разруху, революции и войны. Видно, сильна песенная традиция на Кубани, заложенная талантливыми регентами и певучими казаками.

Самая благополучная эра в новейшей истории хора началась в середине 70-х годов с приходом к художественному руководству Виктора Захарченко – кубанского самородка, прошедшего школу великих хормейстеров и фольклористов. И с тех пор этот коллектив уверенно сохраняет лидирующие позиции в народно хоровом песенном жанре.

Кубанский казачий хор проводит около 400 концертов в год, которые посещают почти 250 тысяч зрителей, постоянно выезжает на гастроли по России и за рубежом, выступает на официальных мероприятиях и является Послом Зимних Олимпийских игр Сочи-2014.

В его распоряжении концертный зал в центре Краснодара, четверть века здесь работают научно-исследовательский фольклорный и этнографический центр, средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей, вузовская академия.

Вся эта империя служит одной цели – через воскрешение народных традиций помочь духовному возрождению России. В качестве национального достояния Кубанский казачий хор поддерживают и Президент, выделивший специальный грант для коллектива, и партнеры в лице Благотворительного фонда «Вольное дело» Олега Дерипаска и промышленной группы «Базовый элемент».

Служение

В этом году, 22 марта, отметил 75-летие художественный руководитель и главный дирижер хора народный артист России, Украины, Республики Адыгея и Республики Абхазия, лауреат Государственной премии РФ, профессор, композитор Виктор Гаврилович Захарченко. С ним связана вся новейшая история этого коллектива, начиная с 1974 года, и можно без преувеличения сказать, что Кубанский казачий хор в современном виде – его детище.

Начало его музыкальной биографии очень напоминает эпизоды из советских фильмов 40-х, 50-х и 60-х. Виктор Захарченко любит вспоминать, как в пятом классе, посмотрев фильмы «Здравствуй, Москва!» и «Прелюдия славы», он написал письмо Иосифу Сталину о том, что очень хочет учиться музыке, а в школе нет ни одного музыкального инструмента. Через три месяца пришел ответ — «учись хорошо», потом была проверка, сняли директора школы и, наконец-то, купили баян. В музыкальное училище Виктор поехал поступать, прочитав объявление в газете, и не поступил – потому что не знал музыкальной грамоты. Но буквально в тот же день его, с гармошкой в руках, увидел преподаватель музыкально-педагогического училища и позвал к себе. В Кубанский казачий хор он попал уже опытным хормейстером, окончив Новосибирскую консерваторию (в классе Владимира Минина) и 10 лет проработав главным хормейстером Сибирского народного хора. Этот опыт и жгучее желание вывести на подмостки истинно народное казачье искусство привели к неожиданно громкому успеху Кубанского казачьего хора на первом и втором Всероссийских смотрах-конкурсах государственных русских народных хоров. С тех пор прошло почти 40 лет.

Сегодня Виктор Захарченко воспринимает свою работу с хором исключительно как служение. Видит свою задачу в том, чтобы донести до слушателей традиционные культурные ценности, которые заложены в народных песнях. По сути, это попытка воссоздания русской национальной идеи, которая перекликается со знаменитой уваровской триадой XIX века: «Православие – Самодержавие – Народность». Патриотизм и религиозность, храбрость и готовность к жертвенному служению Отчизне в позапрошлом столетии были необходимыми составляющими «казацкого духа» – не случайно именно казачьи полки считались одной из главных опор церкви и царской власти, главными защитниками южных границ империи. Через тексты песен до наших дней дошли отголоски этого мироощущения, и в эпоху ностальгии по сильной державе, которая проявляется то в восхищении русской культурой XIX века, то – в увлечении советским ретро, оно оказалось очень востребованным, в том числе, и властью. Казачий хор – непременный участник официальных мероприятий, а сам Виктор Захарченко – доверенное лицо Владимира Путина.

«От станицы до столицы»

В Москве Кубанский казачий хор выступает довольно часто и, как правило, на двух площадках: в Государственном Кремлевском дворце и в Концертном зале им. П.И. Чайковского. В марте этого года он уже дважды выступал в Кремле с программой «От станицы до столицы», посвященной юбилею В. Захарченко, и оба раза в зале вместимостью 6000 мест был аншлаг – в Москве у хора есть свои верные слушатели. Как замечает газета «Культура», на концерты Кубанского казачьего хора собирается не просто элита, а «самые духовные, самые патриотично настроенные, самые пророссийские граждане нашего мультикультурного Вавилона».

К юбилею художественного руководителя был приурочен и еще один концерт, ставший для хора знаковым: в Большом зале Московской консерватории. Это первый случай в истории БЗК, когда на его сцене выступает народный коллектив.

Кубанский казачий хор принципиально не занимается ни реконструкцией обрядов, ни воспроизведением традиционной манеры пения. Хотя Виктор Захарченко вырос в станице Дядьковской, основанной черноморскими казаками, и где, по его словам, все пели. Потом сам много лет собирал фольклор в Сибири и на Кубани. Опыт общения с носителями аутентичного искусства привел его к твердому убеждению, что народная песня в том виде, в котором она существует в быту, абсолютно не пригодна для сцены, требующей запоминающихся концертных номеров. Поэтому львиную долю репертуара Кубанского казачьего хора составляют обработки народных песен – русских, украинских, казачьих, «адаптированные» к требованиям массового искусства, сложившимся уже в советскую эпоху: доступно, ярко, патриотично.

Отсюда и выбор песен, и приподнятая манера исполнения, и то внимание, которое уделяется произнесению слова, и воодушевляющие богатырские посвисты, и постановочные плясовые. Сегодня это далеко не единственно возможный подход к фольклору: многие академические ансамбли, в том числе и консерваторские, стремятся, скорее, к этнографической и музыкальной точности, неформалы предпочитают работать в стиле фьюжн или «мировой музыки». Ни те, ни другие в БЗК еще не появлялись. Кубанский казачий хор во главе с Виктором Захарченко первым заслужил такое право.

Программа концерта, названного «Песенная симфония Виктора Захарченко», была составлена из двух частей: в первом отделении звучали преимущественно народные песни, во втором – авторские композиции Захарченко на стихи русских, украинских классиков и современных поэтов. Не изменил маэстро своей традиции открывать концерт гимном Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша Родина» (он принят официально в его музыкальной обработке), а завершать программу знаменитым маршем «Встань за Веру, Русская Земля» («Прощание славянки»). Эти номера зал слушал стоя.

По словам В. Захарченко, он не считает себя композитором-профессионалом, освоившим все премудрости композиторской техники, у него нет опыта работы в крупных жанрах, таких как опера или симфония: «Я пишу только песни, и пишу их очень много с детства и до сегодняшнего дня.

… В песне для меня главное и определяющее – это слова, памятуя, что «вначале было Слово». Слова – это смысл песни, ее образное содержание. … Поэтому я очень тщательно подхожу к отбору слов для песни, чтобы через них передать важные и душеполезные смыслы, идеи. Вот почему я обращаюсь к нашей вечно живой классической русской поэзии, к ее великим именам А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и многим другим».

Тексты, с которыми работает В. Захарченко – не просто классика. Лермонтовские «Тучки небесные» или пушкинский «Зимний вечер» — это те стихотворения, которые большинство намертво выучили еще в школе, они давно осели где-то в недрах коллективного бессознательного. Возможно, поэтому В. Захарченко интерпретирует их в духе народных песен – как некий всеобщий культурный код.

В современной поэзии В. Захарченко ищет тексты, которые так или иначе посвящены теме русскости и вновь обретаемого сейчас православия. Для концерта в БЗК он отобрал целую группу песен, сами названия которых звучат как манифест: «Я – русский», «Русские мы».

В православно-патриотические рамки органично вписались и народные – русские, украинские, казачьи песни. Почти все они были записаны в разных кубанских станицах: Дядьковской, Каневской, Челбасской и др. Протяжные «Прощай, мий край, дэ я родывся» (солист Дмитрий Павлычев), «Ой вы горы мои Закавказские» (солист Аркадий Демидов), лихую строевую «Роспрягайтэ, хлопци, конэй» (солист Демид Коротенко) оттеняли песни, исполненные женской группой хора. Свадебная, с причетом «Ой ходила Катюшка по горе крутой», «В полном разгаре страда деревенская» (народная песня на стихи Николая Некрасова), «Сине море ой глубоко», шуточная «Перевоз Дуня держала».

Секрет своеобразного звучания Кубанского казачьего хора – в голосовой подаче солистов. Виктор Гаврилович считает, что, оставаясь в рамках народной манеры пения, нужно раскрыть своеобразие тембра каждого. Бархатный низкий голос Марины Ищенко, ясное, прозрачное сопрано Натальи Губы, мягкая манера пения Елены Коротенко, лирический тенор Александра Дедова надолго остаются в памяти слушателей. На концерте в БЗК можно было по достоинству оценить не только их, но и общую слаженность звучания хора, энергетику оркестра, которая моментально передалась публике. После тяжелых травм в перенесенной 17 лет назад автокатастрофе Виктор Захарченко дирижирует, не поднимаясь на сцену. Правда, это не мешает ему чутко держать внимание и артистов, и зала, настроение которого он буквально чувствует спиной. А его общение со зрителями тоже уже стало доброй традицией.

Первая ласточка?

Нет сомнений, что в консерваторском зале собралась публика весьма взыскательная. Тем не менее, каждый номер программы вызывал бурю оваций. После песни «Горькая моя Родина» к дирижеру с искренними эмоциями вышла и попала в объятия автор произведения – Александра Пахмутова, которая специально написала эту песню для Кубанского казачьего хора. Приветствие от Никиты Михалкова зачитала и передала юбиляру руководитель Дирекции президентских программ Российского Фонда культуры Елена Чавчавадзе. Долго не смолкали овации в финале концерта, выражая свои эмоции в ответ на настоящее искусство.

Выступление Кубанского казачьего хора в Большом зале Московской консерватории – значимое событие не только в жизни этого коллектива. Это своеобразный маркер, который указывает на одно из возможных направлений в развитии современной академической концертной жизни, когда понятие классики постоянно расширяется, вбирая в себя как массовое, так и элитарное. Возможно, вскоре после этого в афише БЗК можно будет увидеть и Хор им. Пятницкого, и лучших музыкантов проекта «Этносфера».

Татьяна Бунина