Казачий маэстро

24 – 30 октября 2014 года

50-летие творческой деятельности художественного руководителя и главного дирижера Государственного академического ордена Дружбы народов Кубанского казачьего хора, народного артиста России, Украины, республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия, лауреата Госпремии РФ, доктора искусствоведения, профессора, композитора Виктора Захарченко старейший национальный коллектив отмечает новой программой «Большая казачья история». Пять концертов на родной сцене в Краснодаре прошли с аншлагом. Сейчас хор выехал в гастрольный тур по городам России, а 22 и 24 ноября столичный зритель увидит юбилейную программу в Государственном Кремлевском дворце. Концерты обещают стать одним из главных музыкальных событий в области национальной культуры этой осени. 

Он свято верит, что все главные события его жизни предначертаны свыше.

Бог дал ему самых талантливых учителей, подарил гармошку в детстве, поселил его в фольклорном «заповеднике» — певучей кубанской станице Дядьковской, где отсутствие любых средств коммуникации компенсировалось «самовыплеском» души в казачьей песне. И только ближе знакомясь с биографией известнейшего теперь хормейстера и фольклориста, ученого и педагога, композитора и общественного деятеля, руководителя знаменитого Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, убеждаешься: ничто ему просто так с неба не падало.

Полуголодное военное детство (отец погиб на фронте) научило ценить духовное превыше материального. Сказки и песни труженицы-матери до сих пор живут в сердце, наполняя творчество смыслом и мудростью. Зачарованный музыкой, он шел к мечте через любые тернии. Чтобы купить гармошку, пасли с братом бычка на продажу, а чтобы в школе появился баян, пришлось писать самому Сталину. Сбылось — когда уже и не ждал. Терпел насмешки односельчан: «композитор!» Пример для подражания увидел в привезенном кинопередвижкой фильме — там мальчик сочинял музыку. И ведь удалось-таки в юности стать незаменимым гармонистом в станице, а потом пешком идти в Краснодар и поступить в музучилище, не зная нотной грамоты. Догнал однокашников быстро — ночевал в классе, но гармонию освоил, а затем и фортепиано, которого раньше отродясь не видел. 

И всегда приходилось выбирать: между шахматами и музыкой, безбожием и верой, Москвой или глухоманью, Сибирским хором и Кубанским… Свой первый хор Виктор Захарченко создал в 1961 году еще до учебы в консерватории: не было в городке Куйбышеве Новосибирской области никакого хора — и вдруг победил в областном конкурсе. Именно там, в сибирской глубинке, за 10 лет работы главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора он записал сотни, если не тысячи народных обрядов и песен, продолжив затем фольклорные экспедиции по кубанским хуторам и станицам. Как знать, не канули бы они в Лету без столь кропотливого труда Виктора Гавриловича. За изданные им песенные сборники на защите кандидатской диссертации ему присвоят сразу доктора наук. 

Сколько раз он слышал: фольклор надо исполнять, в точности копируя аутентичных носителей. А он вывел формулу, по которой на сцене народное искусство смотрится гораздо ярче, потому что пропущено через сердце профессионала. В этом его убедил пример великого Глинки, создавшего увертюру из «Камаринской». Помните? — «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Ему говорили: дети должны петь только в академическом жанре. А он до хрипоты доказывал — казачье искусство, затертое в пылу идеологических разборок, как нельзя больше подходит детским коллективам! Теперь по всей стране их так много, что созданный им краевой фестиваль «Кубанский казачок» стал всероссийским.

Четверть века назад при Кубанском казачьем хоре Виктор Захарченко организовал детскую школу, ставшую единственной в системе Министерства культуры России Средней общеобразовательной школой народного искусства для одаренных детей имени Виктора Захарченко.

В Краснодаре пользуется популярностью возглавляемая им Академия народной культуры, а Центр фольклора и этнографии при хоре уже 30 лет занимается научной деятельностью.

Ему прочили карьеру на старом месте, а он все бросил и поехал спасать Кубанский казачий хор от развала. Убеждали: людям не нужны народные песни, гораздо лучше создать в Краснодаре эстрадный мюзик-холл.

Через полгода кубанцы произвели фурор на конкурсе в Москве с песней «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй!», неожиданно завоевав пальму первенства среди государственных русских народных хоров. И уже никто не удивился, что Кубанский казачий хор вскоре стал известен всему миру. Зритель не знает, как настойчиво пришлось Виктору убеждать артистов быть на сцене предельно искренними, сколько прошений он написал краевым властям о выделении жилья и здания для хора. Да и зачем зрителю знать, какие еще проблемы существуют у деятелей культуры? Искусство призвано врачевать душу, вселять в нее веру и любовь к Отечеству. В этом оно созвучно казачьим традициям — вот откуда Виктор Гаврилович черпает богатейший репертуар, дополняя его своими авторскими произведениями на стихи гениальных русских и украинских поэтов.

Вот почему зрительный зал на концертах охвачен всеобщим вдохновением и долго не хочет расходиться, переполненный самыми острыми и радостными переживаниями! Не правда, что молодежь они не трогают, вот как по-школьному недавно выразил свои эмоции один мальчик: «Концерт Кубанского казачьего хора — на тысячу с плюсом!»

Нет ли частички труда Захарченко и его артистов в том, что с недавних пор россияне смогли вновь почувствовать себя единым народом? Не эта ли неуспокоенность и тяга к справедливости причина многих общественных должностей у нашего казачьего маэстро.

Кто сегодня сомневается, что у Кубанского казачьего хора 200-летняя история, что истоки хорового пения в Екатеринодаре были заложены 14 октября 1811 года протоиереем Кириллом Россинским, регентами Григорием Гречинским, Григорием Концевичем и многими другими талантливыми музыкантами Войскового певческого хора? Об этом не было бы и речи, если бы за дело не взялся Виктор Гаврилович. Ему удалось не только законодательно закрепить историческую преемственность, но и вернуть к жизни духовную и просветительскую миссию старейшего коллектива. 

Как не удивиться действительно чудесному совпадению назначения Виктора Захарченко в 1974 году руководителем Кубанского казачьего хора именно 14 октября, в день рождения дореволюционного коллектива, который к тому же приходится на самый почитаемый казаками православный праздник — Покрова Пресвятой Богородицы! Сегодня — единственный из светских коллективов — Кубанский казачий хор может исполнить литургию на православном богослужении, духовные песнопения прочно вошли в репертуар, ни одна репетиция не проходит без молитвы. Захарченко не боится браться за классику и мечтает возродить симфонический оркестр, чтобы вместе со своим коллективом, как это было на 100-летие Войскового певческого хора в 1911 году, исполнить увертюру П.И. Чайковского «1812 год». 

Кто-то считает характер Виктора Гавриловича мягким и сентиментальным, другие даже не пытаются с ним спорить. Он называет себя грешником, а к нему земляки идут за советом и даже с исповедью. Просто он умеет быть искренним не только на сцене. Опыт 30-летнего куначества Захарченко с народным артистом России и Республики Адыгея композитором Асланом Нехаем сегодня решено распространить на все народные коллективы Северного Кавказа — и начало уже положено в 2012 году удачной концертной акцией «Кунаки». Такой атмосферы дружбы в творчестве не было на сцене давно. 

— Вот если бы так по-братски относились друг к другу все нации, — мечтает Виктор Гаврилович, — в мире не было бы ни войн, ни распрей.

Желание кубанского маэстро объединить профессиональные народные коллективы вылилось недавно в создание Союза национальных творческих коллективов России. Не изменяет Виктор Захарченко своему кредо: в любом возрасте не успокаиваться на достигнутом.