Искусство вне политики

28 января 2015 года

«У каждого человека есть свое предназначение. То, о чем он мечтает, к чему стремится, обязательно сбывается. Поэтому очень важно воспитать его в любви, и в уважении к ближнему, чтобы помыслы его были мирными», – считает художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора Виктор ЗАХАРЧЕНКО.

О том, почему народная песня продолжает жить, а политики пытаются дирижировать искусством, – наш сегодняшний разговор.

В ПЕСНЕ – ДУША НАРОДА

– Виктор Гаврилович, когда сорок лет назад вы стали во главе хора, артистов набирали в основном из станиц. Это были ребята, выросшие в казачьих селениях, им были близки традиции предков. Передать все это на сцене им было легче. Сегодня даже в станицах жизнь изменилась. Каждый сам по себе. Уже нет той самобытности. Легко ли работать с молодежью в современных условиях? Насколько они могут вжиться в образ? Не боитесь ли, что кто-нибудь посмотрит и скажет: «Не верю»?

– Несомненно, чтобы достоверно сыграть на сцене, самому надо что-то пережить. Я сам родился в станице Дядьковской в очень сложное довоенное время. У нас не было ни радио, ни телевидения, ни электричества. До 17 лет кроме народной песни ничего не слышал. Песня жила в быту. На свадьбе поют и пляшут под гармошку. Идут на работу – поют. В 1941 году началась война. Прекрасно помню, как 14 августа 1941 года отца забрали на фронт. Потом пришли немцы. Маму с четырьмя детьми выгнали из дома. Помогли соседи. У них был погреб, куда бросили какой-то кожух, и там мы жили. Уже когда наступали наши, мы, дети, смотрели из этого погреба на небо, красное от залпов.

Но несмотря ни на что, люди пели, пели неистово. Поют и рыдают – столько всего накопилось! Ведь почти каждый день приходили похоронки.

А нам пришло «пропал без вести». Мама всю жизнь верила, что папа жив. Даже когда выяснилось, что он погиб 18 ноября 1941 года, все равно ждала. До самой смерти.

Могилу моего отца обнаружили совсем недавно – в селе Красный Крым под Ростовом-на-Дону. Я отправился туда и, действительно, на обелиске увидел его фамилию. Жаль, мама не дождалась. Перед этой поездкой взял с ее могилы горсть земли и высыпал на могиле отца. А землю с его могилы отвез на мамину. Пусть соединятся хоть сейчас. Подобные истории, наверное, есть во многих семьях. Но меня тогда, в детстве, поражала человеческая вера, надежда. Как она помогала преодолеть все невзгоды.

Уже тогда я понял, какую огромную роль играет народная песня в жизни. Мое сердце наполнялось, насыщалось этими песнями, сказаниями. Казалось, вот-вот нутро разорвется от эмоций. Уже тогда было невероятно сильное желание стать музыкантом. И была абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду.

Моя мама прекрасно пела и играла на балалайке. Она знала, как я мечтаю о музыке и хочу научиться играть на гармони. Но жили тогда очень бедно, и ничего просто так не давалось. Как-то она, видя мою маяту, сказала: «Ты все лето пасешь теленка, а потом мы продаем его и покупаем гармошку». Так осуществилась моя заветная мечта. Мы со старшим братом Николаем купили инструмент в соседней станице Кореновской. Я держал ее в руках, как маленького ребенка, и боялся отпустить. Желанней ничего в моей жизни не было…

Позже, когда стал руководителем хора, все эту народную душу, самобытность хотелось перенести на сцену. Да, в первое время в хоре было больше людей с Кубани, со станиц – от земли. Им это было близко и понятно. Но надо разделять бытовой фольклор и сценическое искусство. На сцену в первозданном виде песню не вынесешь. Нужна огранка, аранжировка. Чтобы выступление было еще и зрелищным. Талантливых ребят и сейчас достаточно. Задача руководителя, художника – заметить их сильные стороны и сделать еще ярче. Сохранить народную песню и передать следующим поколениям необходимо. Фольклор – это история быта. Каждая страна, каждый народ прошел через серьезные испытания – катаклизмы, войны, личные страдания. Через песни изливали всю душу, все свои радости и беды. Сегодня многие пытаются историю переписать, переделать. Власть имущие добрались и до искусства. Вмешиваются, что-то запрещают, пытаются «дирижировать». Зачем? Чтобы решить какие-то свои корыстные задачи? Искусство вне политики. Не надо его вмешивать в свои игры и запрещать художникам творить.

ЕЩЕ ЖИВА, ЕЩЕ ПОЕТ!

– Виктор Гаврилович, судя по тому, какие залы вы собираете, народная песня будет жить. В чем секрет ее популярности? Почему она актуальна и сегодня?

– Как бы жизнь ни менялась, людям хочется искренности, любви. К чему сводится текст современных песен про любовь? Чаще всего к плотским отношениям. Они, несомненно, важны для продолжения рода. Но вместе с тем будоражат юный организм, разжигают страсть. Легко молодого человека развратить. Сложно воспитать.

Слова в народных песнях имеют глубокий смысл. Не зря же говорят, что песня – душа народа. Она как заповедь, как молитва. Если касается личных отношений, то в ней все очень тонко, нет пошлости.

У казаков, да и у других народов не принято было выставлять чувства напоказ. Есть такая песня «На горе сидела пара голубей». Она о том, как стрелец голубя застрелил, а голубку домой забрал, где у него была целая голубятня. Говорит пленнице: «Вот тебе семьсот голубей. Выбирай любого». А она отвечает: «Я уже летала, уже выбирала, не нашла такого, как потеряла». Понимаете? Здесь показана и любовь, и верность.

Через песню передается чистота отношений. Она настраивает на крепкую семью, на долгую совместную жизнь. разве может назвать здоровым общество, где нормальными считаются «легкие» отношения?

В песне – великая сила. Она и силу духа поднимает, патриотизм. Во все времена люди знали – Родину надо защищать. Как только враг напал, народ сплотился, с песней в бой. С экрана патриотизм не привьешь и пустыми словами тоже. Он должен быть в крови. Передаваться с молоком матери.

Я часто вспоминаю случай, когда на одном из концертов в Турции ко мне подошла женщина. Она спросила через переводчика, о чем была последняя песня? Я ответил – о любви к Родине. Она расплакалась и сказала: «Я так и поняла. Так у меня сердце защемило». Чтобы друг друга понять, нужны не только слова.

В каждой народной песне слышен дух. И этот дух должен быть закаленным. Человеку нельзя впадать в уныние. Его тогда легко сломить. И это тоже отражено в фольклоре. Есть такая песня «Русь еще жива, Русь еще поет»!

ЛЮДИ-БРАТЬЯ

– Но люди все больше закрываются друг от друга. Общество стало агрессивным. Почему? Как это изменить?

– Действительно, сегодня люди меньше общаются, соседи порой не знают друг друга по имени. Все заменили гаджеты. Казалось бы, зачем вместе петь, если вся антология мировой музыки может уместиться в телефоне? Техника развивается, а человечество ожесточается, черствеет. То, что сейчас происходит на Украине, – в голове не укладывается. Идет братоубийственная война. Почему народ оказался в роли марионеток у опытных заокеанских кукловодов? Политики сталкивают народ, преследуют свой корыстный интерес. Кто-то за счет войны богатеет. Это грязный бизнес. Страдают, теряют близких простые люди! Им лгут, а они возгораются, идут убивать. Проблему вроде пытаются решить. Встречаются главы государств, ведут переговоры. Но этого недостаточно. Важно, чтобы люди узнавали друг друга на неформальном уровне, через искусство. Ведь оно всегда работает на соединение.

У меня уже больше тридцати лет есть кунак – Аслан Нехай. Заслуженный человек, народный артист России и Адыгеи (от ред.: если копнуть историю, у казаков с адыгами отношения складывались не всегда просто). Когда меня принимали в кунаки, я не знал, что это такое. Даже советовался со своим духовником, спрашивал: можно ли¸ не грешно ли? Но батюшка ответил, что это хорошее дело и благословил.

И вот за столом, а происходило всё в Майкопе, собралось человек двести – триста. А мне нужно ехать в Краснодар. Ну, ладно, думаю, посижу часа два – три и поеду. Но оказалось, что все не так просто. Присутствующие начали произносить тосты, и пока все не сказали (никого не забыли, всех уважили!), меня из-за стола не выпустили.

В чем же суть куначества? Кунаки – это братья. Аслан мой брат. Мы разговариваем на любые темы, делимся самым сокровенным, раскрываем друг другу душу. У нас нет неудобных тем и секретов. Куначество роднит людей разной веры, разного языка, разной культуры, разного менталитета. Мы разные, но мы братья.

Поэтому мне очень хочется, чтобы те, кто оказался втянутым в войну на Украине, вспомнили – они люди и братья. И перестали убивать друг друга.

Беседовала Фатима Шеуджен

ПЕСНЯ – КАК МОЛИТВА, КАК ЗАПОВЕДЬ. МУЗЫКА ВСЕХ СОЕДИНЯЕТ.

– Каждый из наших артистов – настоящий природный самородок. Мы их собирали по всей стране, многих воспитали в детской школе при хоре, – говорит художественный руководитель Кубанского казачьего хора, народный артист России Виктор Захарченко. – У нас 150 человек, и все очень талантливые. И когда они собираются вместе, это такая огромнейшая сила духовная! Вот почему мы людям поднимаем дух.

Один из таких самородков – 20-летний Дмитрий Селезнев – недавно приехал из Архангельска. Для Димы участие в рождественских концертах – первый сольный выход на сцену, он старательно выводит знакомую мелодию русской народной песни «Ой да ты калинушка».

– Он уникальный, – убежден Захарченко. – Во-первых, у парня бас, а это бывает редко-редко. Во-вторых, громадный рост: два метра четыре сантиметра. Сегодня это для меня такой очень чистый, светлый человек, что очень важно. Вижу в нем большое художественное будущее.