Кто Вы, доктор Захарченко?

НЕЧАЯННОЕ ЧУДО

КТО ВЫ, ДОКТОР ЗАХАРЧЕНКО?

Вопрос, как говорится, на засыпку.

Думаю, ответить на него не в состоянии ни сам Виктор Гаврилович, ни любой из нас.

И в самом деле, подумайте.

Ученый? Профессор, доктор искусствоведения, автор множества научных книг по этнической музыке, собиратель фольклора, уникальный знаток-специалист, владеющий самой современной методологией, дешифровавший тысячи и тысячи народных песен Кубани и Сибири…

Хормейстер? Артист, прошедший школу Владимира Минина, достигший вершин мастерства, требовательный и жесткий предводитель Кубанского казачьего хора, вот уже третье десятилетие находящегося в звёздном отрыве от аналогичных коллективов, исколесившего земной шар вдоль и поперек по нескольку раз…

Композитор? Русский рапсод, чьи песни люди, со слезами на глазах, слушают стоя…

И всё это равнозначительно, равновелико. Итак, ответа нет. От фантастики к факту – перед нами человек, живущий тремя жизнями.

От себя добавлю: это только те три жизни, которые на виду. Я же знаю и про четвертую, и про пятую… Знаю о напряженных духовных, этических исканиях Захарченко, об изучении им философии и теологии, о его глубочайших познаниях в области русской классической литературы, о его пламенной любви к симфонической музыке, о его преклонении перед искусством Бетховена, Шуберта, Чайковского, Прокофьева… Наконец, о его редком педагогическом даре.

А в начале, там, в родной Дядьковской, был баян, политый слезами детского восторга. И была мечта. Никакая не «американская», с зелёным отливом, а стопроцентно наша, русская. Смотрите, ребята, думайте.

ФЕНИКС

Всю свою творческую жизнь, начиная со славного, чуть нами подзабытого, сибирского десятилетия, Виктор Захарченко сочиняет песни. Были и заметные удачи, например, «Хлеб – всему голова», случались и полуудачи… Не забудем, то были советские годы – с неусыпным партийным надзором, диктатом, идеологическим прессингом. Но вопреки всему песенный источник не иссякал.

В середине девяностых произошло страшное несчастье. Захарченко попал в аварию. Жизнь висела на волоске. Текли месяцы и месяцы сущего мученичества. Излечение шло тяжело, страдания были запредельны. Другой на месте Захарченко давно, что называется, загнулся бы. Но Захарченко, как Феникс, восстаёт из пепла. Восстаёт преображённым, духовно просветлённым, всем сердцем обращённым к Богу. Жизнь и Истина воссияли перед ним первозданным светом.

Свершилось чудо. Будто некая мистическая преграда пала – и хлынул мощнейший водопад, песенное наводнение, поток, сметающий всё на своем пути. Словно Кто-то водит рукой композитора – песня рождается за песней. Ни одной неудачи! Шедевр за шедевром. Взрывные мелодии, потрясающие музыкальные идеи, бьющее ключом вдохновение! И это происходит тогда, когда композиторское песенное творчество в Отечестве окончательно сдало позиции под натиском поп-культуры!

Нет, это не старая история про Дон Кихота. Другой случай, совсем новый.

На наших глазах вершится духовное событие национального значения.

Кажется даже, что вся предшествующая жизнь Виктора Захарченко была лишь приготовительной прелюдией к этому акту всесокрушающего творчества. Но это было бы несправедливо – слишком уж хороша, красива прелюдия.

ПЕСЕННАЯ СИМФОНИЯ

Виктор Захарченко не просто песни пишет. Он создаёт песенную симфонию ошеломляющей глубины.

Отвергнув случайные песенные тексты, Захарченко приникает к роднику русской поэтической традиции. Блок, Тютчев, Пушкин, Есенин, Цветаева, Лермонтов, Дельвиг, Некрасов, Рубцов, Алексей Толстой, Северянин сами по себе способны сообщить песне иные, многомерные параметры. Казалось бы, используй, твори, пожинай лавры. Однако наш композитор – мудрый Нестор от фольклора – вовсе не собирается эксплуатировать классическую поэзию. Захарченко делает тонкий ход. Он отыскивает музыкальный ключ к русским поэтам не на путях чисто композиторской интерпретации текстов, но применяет к ним фольклорный метод освоения, помня, что стихи Полонского и Некрасова, Пушкина и Лермонтова частично уже распеты народом. Творчески используя этот опыт фольклора, композитор дает поэтам музыкальное толкование внеличное, вводит их в некий универсум народного сознания, растворяя их индивидуальное во всеобщем. С одной стороны, композитор «умирает» в поэте, а с другой, поэт рассеивается, оплодотворяя народное. Возникает симфоническая по своей сложности концепция.

Корни Песенной симфонии Виктора Захарченко питаются от глубин его личности, интеллекта, духовного опыта, богатство которых дает ему право обратиться напрямую к нации.

В своей Симфонии Захарченко, не пророчествуя и не влезая на котурны, выступает как мощный интегратор национального духа. Он говорит с людьми словно на их языке, прямо, не хитря, используя чёткие, афористически краткие формы высказывания – и одерживает впечатляющую художественную победу.

Только, пожалуй, однажды, в песнях на стихи своего недавнего современника Николая Рубцова, прорывается у Захарченко своё, обжигающе личное. Эту ноту сердечной, чисто захарченковской, боли за нынешний день русских людей – забыть нельзя. Это как голос от автора, вдруг раздавшийся посреди симфонии во внезапно наступившей тишине.

Другая боль Виктора Захарченко – потомственного черноморского казака, для которого неразделимы русское и украинское – отрыв Украины от России. Трещина прошла прямо по его сердцу. Может быть, поэтому самое им выстраданное – песни на стихи Тараса Шевченко и Леси Украинки, – песни, исторгающие слёзы у русских и подымающие на ноги тысячные аудитории на Украине. Кто как не простые люди России и Украины, в отличие от своих политиков, горюют о безумии и абсурде нашего отрыва?

Поздравляю всех живущих в России сегодня.

Песенное творчество Виктора Захарченко – чудо нечаянное, явленное русским духом на рубеже XX-го и XXI-го веков.


Пётр Белый