Маэстро

Назначение руководителя Кубанского казачьего хора

Маэстро Виктор Захарченко

Прилетаю в Москву, пришли мы с Владимиром Николаевичем в Министерство культуры, он заходит к министру, а я сижу в приемной. Пять минут, десять — нет его. Двадцать минут, полчаса — у меня на душе мрак. Вышел Владимир Николаевич — я сразу по лицу вижу, что ничего у нас не вышло. Он говорит: «Витя, министр только что подписал приказ — руководителем Кубанского казачьего хора назначен Чернобай». У меня ноги подкосились…

К тому времени, 1969 год, я уже несколько лет проработал главным хормейстером в Сибирском хоре. Минин к тому моменту уже из Новосибирска уехал. И вот, однажды вызывают меня на почтамт для переговоров — Владимир Николаевич из Москвы. Я иду и — удивительно! — думаю: а не создается ли снова Кубанский казачий хор? Беру трубку и слышу голос Минина: «Витя, на Кубани создается казачий хор. Срочно приезжай в Москву, пойдем к министру, этот хор должен возглавить ты». Прилетаю в Москву, пришли мы с Владимиром Николаевичем в Министерство культуры, он заходит к министру, а я сижу в приемной. Пять минут, десять — нет его. Двадцать минут, полчаса — у меня на душе мрак. Вышел Владимир Николаевич — я сразу по лицу вижу, что ничего у нас не вышло. Он говорит: «Витя, министр только что подписал приказ — руководителем Кубанского казачьего хора назначен Чернобай». У меня ноги подкосились...

Вернулся я в Сибирь, стал работать дальше. И теперь точно знаю: то духовное потрясение для меня было необходимо. Если бы меня тогда назначили руководителем Кубанского хора, я бы точно это дело провалил. В Сибири я узнал, что такое гастроли — как поднять и вывезти большой коллектив. Как его формировать: ну, хороший голос, ты его позвал, а где он жить будет, а как семья? И так далее.

1974 года. Позвали меня на Кубань в 1974 году. Чернобай уволился, хор уже год без худрука, лучшие солисты разбежались по другим коллективам, хормейстера нет, балетмейстера нет, вместо оркестра остался один баянист. Художественным руководителем меня назначили 14 октября 1974 года — я тогда не знал, что этот день является Днём основания Воскового певческого хора, будущего государственного академического Кубанского казачьего хора.

Однажды захожу в управление культуры — лежит бумага: «Всероссийский смотр государственных народных хоров». Там все — начиная от Хора Пятницкого, и под последним номером — мы. А меня никто не предупредил. Ну, мы срочно объявили конкурс в хор — пришли молодые люди. Позвали еще двух баянистов, стало их три. И за две недели подготовили программу. Заказали сапоги, чтобы не босиком танцевать. Костюмы сделали из платков. И поехали... Коллеги меня встречают, говорят: «О, Витя, мы знаем, ты парень настойчивый, у тебя все получится. Не сейчас, конечно, после...» Доброжелательно, но с таким снисхождением. Мол, куда тебе с нами тягаться.

По условиям конкурса обязательно надо было спеть песню о партии, песню о Ленине, о комсомоле, о колхозном крестьянстве... Когда мы в Краснодаре программу сдавали, то с этого и начали, как положено. А в Зале Чайковского, где заключительный тур проходил, я понимаю, что эти песни нам только повредят. Если мы с них начнем, нас дальше слушать не будут. Есть такая песня у Массалитинова «Спасибо партии», я взял из нее ровно один куплет: «Спасибо партии, великой партии за то, что нам свободу принесла, спасибо партии, великой партии за то, что к коммунизму привела...» И поставил это во второе отделение. А весь фольклор перенес в первое. Зал очумел, когда мы спели «Роспрягайтэ, хлопци, конэй». Как грянули: «Маруся, рррраз!!.» После этого и «Спасибо партии великой, что к коммунизму привела-аааа» приняли на ура.

Жюри два дня прозаседало, я потом узнал, какие были баталии — ведь все места уже предварительно были расписаны. Наконец, выходят и говорят: первое место — Кубанский казачий хор... Мы вернулись в Краснодар дипломантами Всероссийского смотра. Первая и самая дорогая моя награда.

После этого было много всего: награды, аншлаги, восторг и искренние слёзы зрителей. Однозначно считаю себя счастливым человеком. Потому что исполняю ту миссию, которая предназначена мне Господом. Я носитель фольклора, родился в станице и до 17 лет не слышал никакой другой музыки. У меня были выдающиеся учителя в области дирижирования, хоровой музыки и фольклористики. Моя мама, друзья, те люди, от которых я записывал народные песни... Всю жизнь Бог посылал мне добрых людей. Я обязан и чиновникам, и предпринимателям, и всем, кто поет в моем хоре. Это через их голоса я выражаю те мысли, которые меня волнуют. Меня трижды приглашали художественным руководителем хора Пятницкого с предоставлением квартиры в центре Москвы и другими благами. Я ответил: «Если Господь даст мне даже три жизни, я не успею сделать все для Кубанского казачьего хора». Я счастлив тем, что в своей жизни шел всего в одном направлении. Записывал народные песни: в Сибири, на Кубани. Издал массу сборников. Целые тома. Участвовал в создании Центра народной культуры Кубани и школы-интерната народного искусства для одаренных детей.

Когда я пришел в Кубанский хор, не знал его истории, не знала ее и Кубань. Отдельные сведения были, но держались в архивах под большими замками. И вдруг я узнаю, что хор наш существовал еще до революции, а вовсе не родился в советское время, как тогда пропагандировали. Я очень рад, что мне удалось вернуть несправедливо забытую историю Кубанского казачьего хора. Возродить этот хор и утвердить имя его. И вот мы отметили уже 205 лет. Это было на моем веку. Но точка еще не поставлена. Я должен издать еще много сборников традиционной народной песни. Ход жизни неумолим, человек живет от рождения к старости и к смерти. Я это понимаю и уже сегодня готовлю себе смену. Я уйду, но никогда не уйдет из жизни Кубанский казачий хор.